Идея реформы ЖКХ далеко не новая. О сложности системы сказано немало. С тем, что ее нужно перестраивать, никто особенно не спорил. Другое дело — ответить на вопрос: как перестраивать? Любое неловкое движение здесь чревато. Ведь сфера касается каждого человека. Да, все эти годы для ее развития делалось немало. Но, похоже, потенциал точечных мер исчерпан. Иначе не было бы трети жалоб именно на ЖКХ из всего количества обращений граждан в государственные структуры. И их количество растет. Что ж, решимость Правительства всерьез взяться за одну из самых проблемных сфер выглядит вполне логичной. Судя по недавним высказываниям вице–премьера Анатолия Калинина, основные проблемные узлы определены. Как их будут развязывать?
Итак. Нынешнее Министерство жилищно–коммунального хозяйства в виде департамента войдет в состав Минстройархитектуры. Количество чиновников в этой сфере сократится на 50%. ЖРЭО как отдельной структуры вообще не будет. Их функции будут выполнять отделы или управления городских и областных исполкомов. Сегодня система управления громоздка и неэффективна: есть министерство, есть ЖРЭО, в каждом городском/областном/районном исполкоме есть управления жилищного хозяйства, конечное звено — ЖЭСы — вообще непонятно кому подчиняются. А вот как это выглядит с финансовой точки зрения. Например, в 2009 году только в Минске из бюджета города дотации в сферу жилищно–коммунального хозяйства составили 74 миллиарда рублей. Из них 64 миллиарда ушли на содержание управленческого аппарата, пишет газета "Беларусь сегодня".
Из года в год каждый отопительный сезон кто–то мерзнет, а кто–то открывает настежь форточки. А на стоимость услуг никак не влияет ни модернизация, ни бесхозяйственность. Еще в 2008 году бы принят Закон «О защите прав потребителей услуг ЖКХ». Но за эти годы никто не обратился в суд с иском к коммунальным организациям, хотя жалоб море. Значит, закон не работает. И вот почему. Если в квартире «недогрев» или крыша течет, то для иска в суд надо как минимум иметь соответствующий акт о наличии проблемы. А кто его составляет? Правильно, жилищно–коммунальные организации. Анатолий Калинин видит решение проблемы в создании государственной жилищно–коммунальной инспекции. Ее сотрудники будут обязаны составлять акты, которые позволят гражданам прийти к поставщикам услуг и потребовать перерасчет за неоказанные услуги. Предполагается, что инспекция будет организована на базе Госстройнадзора. Но пока это сложный вопрос. «У нас по стране работает всего 170 инспекторов, — рассказал мне Виктор Петруша, директор департамента по строительству и надзору в сфере строительства. — Представьте, что на каждого приходится по 200 объектов. Плюс тоже нескончаемый поток жалоб и претензий граждан. Да у нас и специфика другая, специалистов по ЖКХ нет».
Вице–премьером обозначена и стратегия планомерного сокращения доли государства в жилищно–коммунальном хозяйстве. Во–первых, это создание конкуренции в сфере оказания услуг — бизнесу будет предложено заняться озеленением, вывозом и переработкой мусора, открытием бань и гостиниц, содержанием улиц, дворов и так далее. Тарифную политику и контроль, правда, государство оставит себе. Вроде в духе Директивы № 4. А как пойдет — будет зависеть от местных властей. Но второй аспект представляет наибольший интерес. По словам Анатолия Калинина, необходимо начать разгосударствление жилого фонда. Вице–премьер считает, что ситуация, когда все квартиры частные, а затраты на содержание и эксплуатацию дома несет государство, не совсем справедлива. «Мы предлагаем, чтобы на момент постановки дома на капремонт создавалось товарищество собственников, — раскрыл планы Анатолий Калинин. — За счет государства будут оформляться соответствующие документы и проводиться капремонт. Товарищество будет контролировать работы, а впоследствии уже само будет нести затраты по обслуживанию и содержанию дома». На балансе местных советов останется только социальное жилье.
С одной стороны, в этом предложении есть логика и рациональное зерно. Но пока его реализация вызывает больше вопросов. Стоит отметить, что с 2003 года во всей стране создано только 832 товарищества собственников. В основном в новых домах. А это лишь 1% всего жилфонда. Значит, не все так просто. «Это пока бизнес с планируемыми убытками, — говорит Геннадий Каленов, главный инженер товарищества собственников «Очаг». — Ведь тарифы на техобслуживание устанавливает государство. На все типы домов они одинаковые, а вот затраты на каждый дом абсолютно разные. ЖЭС обслуживает несколько домов, товарищество — это, как правило, один дом. Но ТС — юрлицо, где должны быть директор, бухгалтер и так далее». Геннадий Каленов считает, что государство должно оставить за собой контроль, но вместо жестких тарифов установить предельную рентабельность. В Германии, например, она составляет от 3,2 до 3,8%. Тогда частный капитал пойдет в эту сферу. А конкуренция будет играть на повышение качества обслуживания и снижение цен.
Сегодня выбор ограничен — либо ЖЭС, либо товарищество. Нужны и другие игроки — управляющие компании и арендные дома. Но становясь на этот путь, надо понимать главное: люди ничего не знают о том, какая альтернатива может быть ЖЭСам. А незнание пугает и отторгает любую инициативу. И не менее важный вопрос — управленцев в сфере ЖКХ у нас нигде не готовят. Есть немало и других вопросов. Журналисты «СБ» намерены искать на них ответы в дискуссии конференц–зала газеты.
Комментарии
Отправить новый комментарий